mizantrop_1943 (mizantrop_1943) wrote,
mizantrop_1943
mizantrop_1943

Categories:

Мастер Девы среди дев - анонимный мастер Северного Возрождения



Maitre de la Vierge entre les vierges (Мастер Девы среди дев) - Оплакивание Христа - 1486-1487


Анонимные мастера Северного Возрождения, сколько их было... Редко можно прочитать о них несколько строк в многотомных энциклопедиях по изобразительному искусству, ещё реже можно встретить качественные репродукции их произведений в интернете, разве что случайно можно увидеть в каком-нибудь музее. А ведь их картины не менее интересны и великолепны, чем произведения именитых мастеров. Некоторые из этих скромных тружеников условно названы искусствоведами "Мастер Девы среди дев", или "Мастер алтаря святого Иоанна Крестителя", или "Мастер из Франкфурта", но многие не имеют и этих условных наименований.

Maitre de la Vierge entre les vierges (Мастер Девы среди дев) - крупный нидерландский художник, работал в Делфте в последней четверти XV века. Его условное имя происходит от названия картины "Дева среди дев" (Амстердам, Государственный музей).
Близость его стиля характерной делфтской манере миниатюристов, а также его собственные рисунки к книгам, отпечатанным в Делфте, подтверждают, что Мастер Девы среди дев работал именно в этом городе. Искусству Мастера присущи лица, которым подчеркнутый драматизм придал некоторую карикатурность. Его женские фигуры лишены грации, их лица плоски и угловаты.





Распятие - 1487 - Museo Thyssen-Bornemisza





Благовещение - 1485 (1480-1490) - Museum Boijmans Van Beuningen





Мадонна между четырьмя святыми женами (Дева среди дев) - около 1480-1495 - Нидерланды, Rijksmuseum, Amsterdam



Подобно свите придворных дам, богоматерь окружают роскошно одетые святые Екатерина, Цецилия, Варвара и Урсула. Их атрибуты на груди - колесо, на котором погибла Святая Екатерина, стрела - символ мученичества Святой Урсулы, превращены в изящные золотые украшения. Стройные нежные женщины застыли в задумчивости, из которой их не может вывести даже игра с миниатюрным младенцем. Художник повторяет свой излюбленный, очень необычный тип женского лица с непомерно большим выпуклым лбом, тонкими бровями и полуопущенными, чуть припухшими веками. Бледные лица, неяркие, часто сероватые краски, среди которых даже красный цвет теряет свою звучность, - все это вызывает у зрителя странное ощущение чуть печальной, холодноватой отрешенности от всего земного. В творчестве мастера большую роль играет фантазия. У Мастера Virgo inter Virgines она изысканна и условна, как мадригал придворного поэта того времени.





Эта же картина в увеличении... (The Virgin and Child with Sts Catherine, Cecilia, Barbara and Ursula)



Можно при желании рассмотреть символику святых и логически сделать вывод - кто есть кто. Символы святых , атрибуты святых - одежда, типичные предметы или звери, которыми сопровождаются изображения христианских святых, позволяющие быстро опознать их, что было особенно необходимо в эпоху, когда большинство прихожан было неграмотными и считалось, что "живопись - это Библия для тех, кто не умеет читать". Часто атрибутами святого мученика становились орудия его пыток и казни либо отрезанные части его тела; в других случаях святого сопровождают животные, например, чудесным образом кормившие его либо являвшиеся ему в видениях; атрибуты профессии, которой он занимался при жизни или же той профессии, представителям которой он покровительствует сейчас. Некоторые атрибуты являются весьма распространенными и отмечают целые группы святых (короны - для святых царского рода; тиара - для пап; митры - для епископов; Писание - для авторов религиозных трудов, Отцов Церкви; пальмовые ветви для девственниц; столпы - для столпников, черепа для отшельников).

Ориентироваться в изображениях канонизированных монахов помогает знание разновидностей и цветов ряс у различных орденов. Многие символы римской (католической) традиции различаются от православных по той причине, что в двух традициях могли бытовать разные легенды об одном и том же святом. В искусстве католических стран атрибуты используются намного чаще, поскольку детализация помогала пониманию сюжета и не так жестко сдерживалась живописными канонами, как в православии, где подчас святого можно опознать лишь по надписи. Изучение атрибутики в искусстве называется иконографией. Полный список атрибутов святых по причине чрезвычайной многочисленности канонизированных лиц в христианстве составить весьма трудно, для подобной цели предназначен каталог Iconclass.





Распятие - 1490 - Galleria degli Uffizi, Florence



Суровость его стиля поражает, например, в "Поклонении волхвов" (Берлин-Далем, музей), которое является патетической версией картины харлемской школы. В композициях на безысходные, скорбные темы ("Снятие с креста", Ливерпуль, Художественная галерея Уокер; "Оплакивание Христа", Анген, Бельгия, госпиталь; "Положение во гроб", Сент-Луис, Миссури, Городская художественная галерея) эта суровость приобретает более драматический характер. Она господствует в большинстве дошедших до нас произведений Мастера Девы среди дев, в частности в триптихе "Распятие" (Барнард-Кастл, музей Боуэс), состоящем из сцен "Несение Креста", "Распятие" и "Снятие с Креста" и наполненном взволнованной, нервной толпой людей, сложные драпировки которых подчеркивают их страстный характер. В темной палитре художника преобладают коричневые и серые тона, которые дополнены вибрирующими яркими цветами - пронзительно-красным и едко-зеленым.





Положение во гроб Христа - 1490 - Saint Louis, Missouri, United States



Произведения, которые сегодня приписываются Мастеру Девы среди дев, столь разнообразны по качеству, как будто они созданы разными художниками, несомненно делфтскими, имевшими общие истоки. То же можно сказать и о многочисленных гравюрах на дереве, которыми иллюстрировались, в частности, 15 увражей, изданных Якобом ван дер Мером, Кристианом Снеллартом и Экертом ван Хомберхом в Делфте и Гератом Леем в Антверпене в 1483-1500 годах. Все эти произведения остаются самым суровым выражением голландского искусства XV века.

Увраж - роскошное, богато иллюстрированное художественное издание большого формата в виде отдельных листов или альбома, как правило, состоящее из гравюр.





Поклонение волхвов - 1485 - Staatliche Museen, Berlin





Тайная вечеря - 1480-1500 - Thyssen-Bornemisza Museum





Тайная вечеря (деталь)





Тайная вечеря





Рождество Христово - Kunsthistorisches Museum



 

Святой Иоанн Креститель и Святой Себастьян со Святым Епископом





Трон Милосердия - 1485 - Strossmayerova galerija starih majstora





Трон Милосердия (деталь)





Оплакивание Христа - 1480-1485





Оплакивание Христа - 1475-1490 - Prado Museum





Воскресение Христа - 1470-1500 - Hartford, Connecticut





Полиптих со сценами жизни Марии - 1490-1499 - Salzburg Museum





Триптих с распятием, ношением креста и положением - 1495 - Bowes Museum


Мастер Девы среди дев - анонимный мастер Северного Возрождения



Tags: Возрождение, живопись, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments