mizantrop_1943 (mizantrop_1943) wrote,
mizantrop_1943
mizantrop_1943

Category:

Раскрыты секреты ещё одного шедевра Вермеера Дельфтского

Ян Вермеер - Хозяйка и служанка - 1666-1668 - (фрагмент) - Коллекция Фрика - Нью-Йорк.jpg

Ян Вермеер - Хозяйка и служанка - 1666-1668 - (фрагмент) - Коллекция Фрика - Нью-Йорк

Ян Вермеер (Вермеер Дельфтский), (Jan Vermeer van Delft), (1632, Делфт - 1675, Делфт), - нидерландский художник-живописец, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Творчество Вермеера, наряду с творчеством Рембрандта и Хальса, принято считать вершиной голландского искусства золотого века.







Искусствоведы десятилетиями ломали голову над тёмным фоном на картине "Хозяйка и служанка" Яна Вермеера. На этом полотне из нью-йоркской "Коллекции Фрика" представлена пронзительная психологическая сцена с двумя женщинами, обсуждающими только что полученное письмо. Некоторые эксперты указывали, что позади главных героев Вермеер регулярно писал карты, зеркала, гобелены и картины. Учёные предполагали, что автор не закончил картину, а простой коричнево-чёрный занавес на заднем плане изобразил другой художник, чтобы сделать работу более привлекательной для покупателей. Однако реальность оказалась совсем иной.


Подробное техническое исследование, проведённое Метрополитен-музеем и Институтом Дёрнера в Мюнхене, показало, что Вермееер сам написал занавес. Изначально фоном для персонажей служил гобелен или картина с четырьмя или более фигурами. Мало того, анализ показал, что едва видимая сегодня ткань была зелёной, а к нынешнему чёрно-коричневому виду её привела деградация пигментов.



Ян Вермеер - Хозяйка и служанка - 1666-1668 - Коллекция Фрика - Нью-Йорк.jpg

Ян Вермеер - Хозяйка и служанка - 1666-1668 - Коллекция Фрика - Нью-Йорк



Главный куратор "Коллекции Фрика" Ксавье Саломон предположил, что Вермеер закрасил оригинальный детальный фон, чтобы сосредоточить внимание зрителя на главном событий - появлении таинственного письма, которое горничная в синем фартуке принесла элегантно одетой хозяйке.

"Я думаю, что все эти маленькие фигурки на фоне занимали слишком много места, - сказал эксперт. - Очевидно, он решил, что они лишние".


Исследование показало, что первоначально Вермеер обозначил фигуры на фоне преимущественно чёрным и земляными цветами. Что характерно, увеличение картины открыло, что занавес был написан до того, как художник нанёс последние штрихи на переднем плане, такие как пряди светлых волос хозяйки.



Инфракрасная рефлектограмма раскрывает первоначальный замысел заднего плана «Хозяйки и служанки».jpg

Инфракрасная рефлектограмма раскрывает первоначальный замысел заднего плана "Хозяйки и служанки"
Источник фото: Metropolitan Museum of Art



Для занавеса Вермеер выбрал зелёный цвет на основе меди, смешанной с индиго. Оба этих пигмента печально известны тем, что тускнеют и выцветают, и это свидетельствует, что когда-то занавес был насыщенного зелёного цвета.

Поразительно, но портьера, возможно, визуально дополняла ткань, покрывающую стол, за которым сидит хозяйка. Тестирование показало, что она тоже изначально была зелёной, а не насыщенно-синей, как сегодня. По словам исследователей, нижний слой краски на скатерти представляет собой нефритово-зелёную глазурь, образованную растворением солей меди в скипидаре. Сверху художник положил зелёный тон, смешав жёлтую и голубую краски. Первая выцвела, и осталась только вторая.



Микрофотография, сделанная по левой стороне скатерти. Красная стрелка указывает на небольшую область зелёного цвета, которая сохранилась, возможно, п…     Увеличенный фрагмент картины, на котором видно, что светлые пряди волос хозяйки Вермеер написал уже поверх портьеры, скрывшей первоначально задуманны…

Слева - Микрофотография, сделанная по левой стороне скатерти. Красная стрелка указывает на небольшую область зелёного цвета, которая сохранилась, возможно, потому, что была защищена от света рамой картины

Справа - Увеличенный фрагмент картины, на котором видно, что светлые пряди волос хозяйки Вермеер написал уже поверх портьеры, скрывшей первоначально задуманный фон

Источник фото: Metropolitan Museum of Art



"Довольно часто на голландских картинах можно увидеть растения, которые стали синими, и это вызывает вопросы, ведь кусты и трава должны быть зелёными. Причина, по которой мы не ставим под сомнение скатерть, в том, что это не трава", - говорят эксперты. Они подчёркивают, что опись имущества, сделанная после смерти Вермеера, включала зелёную скатерть.

Это уже не первый случай, когда оказывается, что знаменитые картины Вермеера изначально выглядели не так, как нам известно. Недавно галерея Маурицхёйс раскрыла результаты своего исследования "Девушки с жемчужной серёжкой". Согласно им, фоном для героини также служила зелёная портьера.



Ян Вермеер - Девушка с жемчужной серёжкой - около 1665 - Маурицхёйс - Гаага.jpg

Ян Вермеер - Девушка с жемчужной серёжкой - около 1665 - Маурицхёйс - Гаага



А в сцене "Девушка с письмом у открытого окна" из Дрезденской картинной галереи присутствовал Амур. Он был закрашен неизвестным художником через десятилетия после смерти мастера. Сейчас реставраторы восстанавливают оригинальный вид полотна.



Ян Вермеер - Девушка с письмом у окна - после реставрации.jpg

Ян Вермеер - Девушка с письмом у окна - после частичной реставрации



Раскрыты секреты ещё одного шедевра Вермеера Дельфтского



Tags: Вермеер, Нидерланды, живопись, реставрация, секрет шедевра
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment